Пошаговый план внедрения MES-системы Zenith SPPS
Внедрение MES-систем - сложная и ответственная задача. Тем не менее, большинство аспектов и проблем их внедрения достаточно хорошо изучены, формализованы и имеют эффективные варианты решения.
Заблаговременное изучение предложенной методологии значительно облегчают процесс внедрения и повышают эффективность дальнейшего использования MES-системы.
Процесс внедрения предлагается разбить на следующие этапы:
1. Организация рабочей группы
Срок: до 2-х недель
Необходимо организовать рабочую группу из сотрудников компании, в обязанности которой будет входить: первичное изучение системы Zenith SPPS, ознакомление с ней других сотрудников предприятия, а также взаимодействие с компанией-поставщиком системы (далее – Интегратор).
Для небольших предприятий рабочая группа может состоять из одного ответственного специалиста.
Основные требования к специалисту:
- креативность;
- материальная заинтересованность во внедрении системы;
- базовые знания в области компьютерных технологий;
- умение формулировать возникшие технические вопросы в письменном виде и вести переписку через Интернет.
Дополнительные требования:
- возраст 25-35 лет;
- активное использование компьютера в повседневной жизни.
Возможность постоянного доступа данного сотрудника к сервису электронной почты Интегратор считает совершенно необходимым.
2. Изучение возможностей системы ответственным специалистом
Срок: до 2-х недель
Ответственный специалист, используя инструкции Интегратора, устанавливает систему на компьютерах предприятия, после чего детально изучает систему, используя сопроводительную документацию.
3. Обеспечение ввода исходных данных
Срок: 1-2 месяца
Необходимо обеспечить своевременный и постоянный ввод данных о заказах. Данные вводятся по мере поступления заказов. Заказы должны быть детализованы («разузлованы») до отдельных технологических операций.
Предлагаем на выбор три варианта решения данного вопроса:
А. В модуле Zenith TECH создается библиотека шаблонов всех возможных заказов, а затем при получении каждого нового заказа соответствующий специалист создает его описание на основании шаблона;
Б. Информация о заказе вводится на предприятии в любую программу с открытым для программиста доступом к данным; программист Интегратора создает программный модуль для передачи данных из этой программы в систему;
В. То же, что и п. Б, но в программе с открытым для программиста доступом вводится (хранится) список изделий, а заказ генерируется программным модулем интегратора в форме, воспринимаемой системой.
В любом случае руководству предприятия необходимо четко определить, кто именно будет создавать или генерировать новые заказы.
4. Реализация поддержки имитационной модели процесса производства
Срок: до 2-х недель
Регулярно импортируя в систему данные о новых заказах, ответственный сотрудник на данном этапе выполняет функции цехового диспетчера:
- осуществляет при помощи системы составление производственного расписания;
- насколько это возможно, корректирует расписание в масштабе реального времени в соответствии с информацией, полученной от рабочих или цехового мастера.
5. Обеспечение ввода информации средствами удаленного доступа
Срок: до 1-го месяца
Предприятие приобретает необходимое количество дешевых персональных компьютера (можно б/у). Ответственный специалист устанавливает их в местах, доступных персоналу (рабочим) и объединяет эти компьютеры в локальную сеть с машиной, на которой установлен основной программный модуль системы. После этого ответственный специалист устанавливает на компьютеры программу удаленного доступа и обучает персонал работе с ним.
После обучения персоналу вменяется в обязанность своевременно вводить информацию о начале и окончании каждой операции. Ввод этой информации элементарен (ввод пароля и нажатие кнопки), однако мы рекомендуем руководству предприятия рассмотреть вопрос о поощрении сотрудников за своевременный и аккуратный ввод данных.
6. Анализ результатов использования системы
Срок: до 1-го месяца
При выполнении п.п. 1-5 можно будет считать, что система прошла стадию базового внедрения. Станут более понятными и возникающие проблемы и необходимые работы по адаптации. Интегратор сможет общаться с предприятием, используя его терминологию, а предприятие сможет формулировать вопросы с учетом набора ключевых понятий и возможностей системы.
7. Более глубокая адаптация
Срок: от 1-го месяца
В случае возникновения у предприятия потребности в более глубокой адаптации системы, проводится совместный анализ пунктов для дальнейшей адаптации. Затем составляется план их реализации.
Как показывает наш опыт внедрения, часть вопросов удастся решить организационными методами и правильной настройкой системы (при этом Интегратор оказывает информационную поддержку).
Другая часть вопросов потребует создания вспомогательных программных модулей и надстроек (составляется отдельный договор).
Сроки и способы дальнейшей адаптации будут зависеть от пожеланий и возможностей предприятия.